07.09.2023 16:57
Аналитика.
Просмотров всего: 14379; сегодня: 8.

Каждая вторая россиянка до 25 лет хотела бы заняться бизнесом

Каждая вторая россиянка до 25 лет хотела бы заняться бизнесом

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян о женском предпринимательстве, проведенного совместно с Медиапроектом Digital Зеркало. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Женская доля.

Женское предпринимательство становится все более значимым и динамично развивающимся явлением российской экономики. Программы поддержки и финансирования предпринимательских инициатив, а также создание специализированных кластеров и бизнес-инкубаторов, особенно в крупных городах, играют важную роль в стимулировании предпринимательской активности среди женщин. И это находит отражение в общественном мнении: большая часть россиян убеждены, что сегодня у мужчин и женщин одинаковые шансы на успех в бизнесе — 66%. Но весомая часть наших сограждан считает, что у бизнеса в России скорее мужское «лицо», чем женское. Каждый четвертый отметил, что шансов больше все-таки у мужчин (25%), а вот о том, что шансов больше у женщин, наши сограждане говорят в пять раз реже (5%). Такое расхождение может говорить о том, что женское предпринимательское сообщество в целом менее заметно или слабее репрезентировано, в том числе в массовой культуре, СМИ.

Мужчины и женщины по-разному воспринимают шансы на успех в бизнесе для разных полов: мужчины чаще говорят о равенстве шансов (70% vs. 62% женщин), а женщины чаще говорят о приоритете мужчин (29% vs. 19% среди мужчин). Но и те, и другие вариант «шансов больше у женщин» называют только в 5% случаев.

Среди возрастных групп чаще других о неравенстве предпринимательских шансов в пользу мужчин говорит российская молодежь до 25 лет — 36%, каждый третий в этой группе.

Урбанизированность — еще один фактор представлений о роли мужчин и женщин в бизнесе. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще звучит вариант, что мужчинам добиться успеха в бизнесе проще: в Москве и Санкт-Петербурге так думает каждый третий (34%), на селе показатель в два раза ниже — 18%.

Бизнес «по красоте».

Предприниматели-женщины активно ведут бизнес в самых разных отраслях. От открытия небольших предприятий в сфере услуг и розничной торговли до создания собственных брендов и технологических стартапов. Согласно опросу, 38% россиян считают, что пол не влияет на то, каким бизнесом занимаются люди. Но большая часть — 48% — считают иначе и выделяют среди различных сфер бизнеса традиционно, по их мнению, «женские». Прежде всего, это бьюти-сектор — косметология, салоны красоты, парикмахерские, косметика и парфюм, с ним ассоциировано женское предпринимательство у трети россиян (32%). Далее с заметным отрывом следует торговля (12%), а затем такие сектора экономики, как образование, педагогика и воспитание; сфера обслуживания, бытовые услуги; производство и пошив одежды, мода (по 7%). Еще по 5% назвали медицину и то, что в широком смысле связано с едой — общепит, кулинария, кондитерские и пр.

В целом женщины в бизнесе воспринимаются россиянами скорее стереотипно, на сферу предпринимательства переносятся традиционные женские роли — приготовление еды, воспитание детей, пошив одежды, забота и лечение, уход за внешностью. При этом мужчины и женщины имеют очень близкие представления о том, какие сферы бизнеса чаще выбирают женщины в России, гендерной специфики в этом вопросе нет. Несколько отличаются взгляды молодежи до 25 лет, которая чаще других говорит, что пол не влияет на предпочтения в бизнесе — 47% (vs. 38% от всех россиян).

Мужское & женское.

Несмотря на то что «женский» бизнес ассоциируется с традиционными женскими функциями, от женщин в ведении своего дела ждут проявления скорее мужских качеств и черт. Каждый третий полагает, что женщинам-предпринимателям свойственны напористость, стойкость, твердость, решительность, уверенность в себе (30%). Еще 21% называли в числе таких качеств активность, целеустремленность, инициативу; авторитарный стиль поведения (жесткость, требовательность, властность) звучит в ответах 12%. Организованность, внимательность, дисциплина — такие варианты называли 9%, на пятом месте — образованность, умственные способности (7%). В числе других характеристик: деловая хватка, трудолюбие (по 4%), коммуникабельность, стрессоустойчивость (по 3%). Качества, которые можно назвать «женскими», звучат гораздо реже: 2% назвали доброту, мягкость и любовь и 1% — красоту и обаяние. Считают, что у женщин-предпринимательниц нет каких-то особых черт характера, 20% россиян и 44% 18-24-летних.

Из полученных данных следует, что образ женщины-предпринимателя неотличим от мужского, он наполнен маскулинными чертами. Стереотипы и ожидания, связанные с мужскими качествами, сохраняют влияние на представления общества о женщинах в бизнесе, особенно у самих представительниц прекрасного пола. Они чаще называют и напористость, твердость (37% vs. 21% среди мужчин), и жесткость, властность (13% vs. 8%). Тогда как мужчины чаще выбирают позицию равенства, говоря, что таких отличительных черт нет (26% vs. 16% среди женщин), или затрудняются ответить на этот вопрос (30% vs. 19%).

Бизнес — дело молодых?

Интерес женщин к открытию своего дела в России можно назвать скорее умеренным. Согласно опросу, есть бизнес у 5% женщин, чаще у молодых 25-34 лет — 10%. Нет бизнеса и не планируют его открывать восемь из десяти (80%). В ближайший год намерены заняться своим делом 4%, в течение нескольких лет еще 9%, в общей сложности потенциал женского предпринимательства составляет 13%. Но ситуация кардинально меняется, если посмотреть на нее через возрастные группы: среди 18-24-летних показатель достигает 46%, практически каждая вторая хочет заняться бизнесом в ближайший год или несколько. До 45 лет он остается на уровне 20-25%, а после падает до 5% в группе 45-59-летних и 1% в старшей когорте. Столь высокий интерес молодежи к бизнесу может объясняться разными факторами: большая энергия и амбиции; идеализация предпринимательства; отсутствие семейных обязательств, свобода; взросление в эпоху цифровизации и технологий, которые делают бизнес доступнее и понятнее; а также наличие в их поколении примеров успешных предпринимателей.

Потенциал женского предпринимательства у женщин с хорошим материальным положением выше, чем у женщин с плохим — 18% и 7% соответственно.

Урбанизированность не влияет на интерес женщин к предпринимательству, в обеих столицах доля женщин-предпринимателей составила 4%, а в общей сложности хотели бы открыть свое дело в ближайший год или несколько лет — 13%. Аналогичный показатель в городах-миллионниках — 21%, каждая пятая. А в небольших населенных пунктах (до 100 тыс. чел.) доля реальных предпринимательниц выше — 7%.

И хотя большая часть женщин пока не проявляют интереса к бизнесу, они бы могли рассчитывать на одобрение мужчин в этом начинании. Как показал опрос, российские мужчины демонстрируют высокий уровень поддержки женщин (кого-либо из членов семьи) в решении открыть бизнес — 85%. Против такого решения были бы 6%. Чем моложе мужчина, тем чаще он говорит о поддержке предпринимательских устремлений: 93% в группе до 35 лет и 77% в группе старше 60 лет. Еще один фактор — материальное благополучие, «богатые» мужчины чаще «бедных» высказываются в пользу открытия женщинами своего дела (90% vs. 77%).

Фото из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 6875 публикаций
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhenskoe-predprinimatelstvo-perspektivy-i-slozhnosti
Поделиться:

Интересно:

Как следили за качеством продуктов в лавках Москвы в XVIII и XIX веках
21.06.2024 12:17 Новости
Как следили за качеством продуктов в лавках Москвы в XVIII и XIX веках
Торговля пищевыми продуктами всегда привлекала внимание городских властей в Москве. Особую важность они придавали хорошему качеству товара, так как от этого зависело здоровье горожан, предотвращение эпидемий дизентерии, тифа и многих других инфекционных болезней. Поэтому проверки условий хранения и...
Как СССР помогал Северному Вьетнаму в войне против США
20.06.2024 16:35 Новости
Как СССР помогал Северному Вьетнаму в войне против США
5 августа 1964 года американская авиация впервые нанесла воздушные удары по территории Демократической Республики Вьетнам (ДРВ или Северный Вьетнам). Спустя полгода США начали операцию «Раскаты грома», развязав тем самым уже полномасштабную воздушную войну против этой азиатской страны.   ...
«Краснодарский спрут» и прокурор Найдёнов
20.06.2024 15:37 Аналитика
«Краснодарский спрут» и прокурор Найдёнов
Автор: Александр Звягинцев С первых дней работы в прокуратуре меня поражало убеждение большинства сограждан нашей великой страны, что разобраться и наказать виновных прокурору ничего не стоит — было бы желание. Люди считали, что закон торжествует сам собой, надо только, чтобы прокурор отдал...
Большинство россиян этим летом выбрали отдых внутри страны
20.06.2024 14:57 Аналитика
Большинство россиян этим летом выбрали отдых внутри страны
73% туристов, отправляющихся на отдых в летние месяцы воздушным транспортом, выбрали поездки по стране. Среди самых популярных направлений — Сочи и Санкт-Петербург: 21 и 14% от внутренних бронирований россиян соответственно. Каждое четвертое бронирование...
225 лет назад была образована Российско-американская компания
20.06.2024 09:17 Новости
225 лет назад была образована Российско-американская компания
Под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российская Американская компания - полугосударственная колониальная торговая компания, основанная Григорием Ивановичем Шелиховым и Николаем Петровичем Резановым и утверждённая указом императора Павла I 8 (19) июля 1799 года. После...