30 сентября 1941 года 2-я танковая группа Гудериана со 2-й полевой армией Вейхса перешла в наступление из района Шостка-Глухов, ударив по Брянскому фронту. Операция «Тайфун», направленная на захват Москвы, вступила в действие.
2 октября главные силы группы армий «Центр» ударили против советских войск Западного и Резервного фронтов. (Брянским фронтом командовал генерал-лейтенант А. И. Ерёменко, Западным — генерал-полковник И. С. Конев, Резервным — маршал С. М. Будённый). Командование Западным фронтом основные силы развернуло севернее Дорогобужа. Там же сосредоточилась основная масса наших танков. А враг нанёс удар танковым кулаком ещё севернее, где его совсем не ожидали.
С пригорка танки поползли по склону,
Где только что кружился листопад.
И осень золотила перелески
Для наших необстрелянных солдат.
/Алла Постникова/
В силу этих и других объективных обстоятельств наши фронты потерпели катастрофическое поражение. В котлы фашистских окружений попали 64 из 95 стрелковых дивизий; 11 танковых бригад — из 13; 50 артполков — из 62… Только в одном Вяземском котле было окружено 37 дивизий и 9 танковых бригад; пять советских армий (16, 19, 20, 24 и 32-я) погибли полностью. Те же, кто сумел вырваться из окружения, имели в частях 10% первоначального численного состава и потеряли почти всю военную технику.
Не лучше сложились дела и на Брянском фронте, где в котле были окружены 3-я и 13-я армии, а 50-я — оказалась в полуокружении и едва выбралась оттуда. В целом людские потери были огромны — около 1 млн человек погибли, ранены, взяты в плен. Это по неполным данным!
8 октября 1941 года Г. К. Жуков докладывал И. В. Сталину, что все пути на Москву открыты, что «надо очень быстро стянуть войска откуда только можно на Можайскую линию обороны», объявленную с 10 октября 1941 года главной оборонительной линией.
Вот такие сверхчеловеческие испытания пришлось пережить бывшим народным ополчениям, которые практически впервые получили боевое крещение! Очень немногие уцелели в этих адовых котлах, где сражались, отдавая свои жизни, и химчане. Они, помимо 110-й стрелковой дивизии, находились в составе и других ополченческих объединений.
У многих возникает вопрос: «Почему химчане-добровольцы попадали в разные ополченческие дивизии, когда наш химкинский батальон был послан в 4-ю ДНО Куйбышевского района Москвы?».
Причин несколько. Химчане, работающие в столице, часто подавали заявления по месту работы, попадая в другие районы Москвы.
Из документов известно, что военкоматы городов Химки, Солнечногорска, Клина в 1941 году тесно взаимодействовали. Иногда составляли формирования совместными усилиями. Добровольцы могли считать себя жителями любого из этих районов.
Ополченческие дивизии систематически нуждались в пополнении (особенно в августе-декабре 1941 года). Например, в августе 1941 года 9-ю ДНО (прим. - комбриг Неборак Александр Андреевич) пополнили группы из Подмосковья, в том числе, из Химок и Клина. (Книга «Они ушли в бессмертие», стр. 62).
Поэтому не удивительно, что химчане попадали в формирования Октябрьского, Киевского, Сокольнического, Ростокинского и других районов столицы. Но везде с честью сражались, отстаивая свободу Москвы от посягательств врагов.
В 139-й стрелковой дивизии (бывшей 9-й ДНО) воевало много химчан-добровольцев. Эта дивизия попала в Вяземский котёл и потом была расформирована. Химкинским военкоматом в дивизию были направлены в июле 1941 года и погибли: И. А. Булатов из Черкизово, П. П. Ведяшкин из Старбеево, Л. И. Вергелинский, Н. Н. Герасимов — из Машкино, В. М. Городинский из Химок, А. С. Желобов из Химок и другие земляки. После войны дети ополченцев 9-й ДНО собрали много документов о боевом пути дивизии. В этой работе принимала участие Ирина Лобанова, дочь сандружинницы из г. Химки.
Медсанбат 9-й ДНО (№ 139)
Медсанбат формировался в июле 1941 года из добровольцев-москвичек в возрасте 18-20 лет, общей численностью примерно 300 человек.
В течение месяца девушки проходили специальную подготовку по ускоренной программе у лучших врачей Москвы. 2 августа 1941 года медсанбат на автомашинах был направлен к линии фронта. Девушки, в качестве сандружинниц, сразу окунулись в фронтовую жизнь.
Среди них были две подружки — Нина Лобанова и Валя Усынина. Находясь в частях генерала Козлова, под ураганным шквальным огнём, переползая на поле боя от одного бойца к другому, сандружинницы спасли много раненых. Они поминутно рисковали своими жизнями. И в какой-то момент Нина была тяжело ранена, а Валя тяжело контужена.
Подруги потеряли друг друга, мысленно похоронив одна другую. Какова же была их радость встречи в 1966 году, спустя 25 лет после войны!
Об этом поведала писателю В. А. Салихову («Они ушли в бессмертие») химчанка Ирина Логинова, дочь Нины.
Вызывает гордость мужество, отвага, стойкость этих девушек, многие из которых отдали жизнь за свободу Родины!
Много химчан сражались в 18-й стрелковой дивизии (бывшей 18-й ДНО Ленинградского района, командир дивизии - полковник Живалев Петр Кириллович). В разных источниках называется от 100 до 400 человек. Это единственная из бывших дивизий ДНО, которая организованно вышла из окружения на Можайскую линию обороны. В октябре сражалось за Москву уже второе её формирование. С 17 октября 1941 года дивизию возглавил полковник П. Н. Чернышёв. 18-я стрелковая дивизия 14 ноября 1941 года отличилась на Волоколамском шоссе в сражении за важный стратегический пункт — село Скирманово. В конце ноября, заняв позицию у г. Химки на Пятницком шоссе в составе 16-й армии К. К. Рокоссовского, удерживала оборону до контрнаступления Красной армии, не сделав ни шагу назад. Затем её дислоцировали в Сухиничи. Став с января 1942 года 11-й гвардейской стрелковой дивизией, она закончила свой боевой путь в Восточной Пруссии. За освобождение в 1944 году города Городок в Львовской области получила почётное название Городокской. Это заслуга, в том числе, и химчан.
Подвиг ополченцев ещё недостаточно оценён. Они, геройски сражаясь вместе с другими окружёнными кадровыми соединениями, погибая в адовых котлах Вязьмы-Брянска, почти до 13 октября приковали к себе первоначально 28 дивизий противника. Он не смог двинуться по открытым, в тот момент, дорогам к Москве.
Своей смертью окруженцы спасли столицу, давая Верховному Командованию подтянуть резервы из глубины страны на Можайскую линию обороны, растянутую на 230 км (позже продлена до 320 км).
«Нас спасло то, что окруженные под Вязьмой войска не сдались в плен, а дрались, дрались, дрались». /Г. К. Жуков/
Дивизии народного ополчения июльского созыва стали реальным последним резервом защиты Москвы. Её живым щитом!
Автор: Нина Мочалова
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
Дорогобуж Смоленской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.




